Содержание

Темы и вопросы

Опросы РСИ проводятся каждые два года. Длительность интервью около одного часа. Вопросник состоит из сравнительной части, одинаковой во всех странах ESS: основного базового модуля (около получаса), который остается неизменным от одной волны к другой и двух ротационных модулей, которые меняются для каждой волны, методических экспериментов по оценке надежности показателей, а также страновой внутрироссийской части.

 

Вопросы базового модуля разработаны ведущими учеными мира в конкретной области или тематическом направлении. Вопросы ротационных модулей формируются специально собранными международными научными коллективами на конкурсной основе. Страновые внутрироссийские модули разрабатываются российскими экспертами и Научным советом РСИ. Часть внутристрановых вопросов включаются в общую базу данных и являются открытыми, часть – принадлежит научным организациям или фондам, предоставляющим финансовую поддержку проекту.

 

Базовые вопросы - включены в каждую волну

Жизненные ценности людей

Понимание ценностей в РСИ и ESS базируется на определении, предложенном в начале 1970-х М. Рокичем, согласно которому под ценностями «понимаются глубоко усвоенные, абстрактные ориентации, которые направляют, оправдывают или объясняют мнения, установки и действия людей» [Rokeach, 1973].

 

Измерение проводится по методике Ш. Шварца, включающей 10 ценностных плоскостей: безопасность, традиции, конформность, риск-новизна, самостоятельность, гедонизм, достижения, власть-богатство, благожелательность и универсализм. Каждый из показателей измеряется несколькими вопросами-индикаторами. [Магун, 2015].

Культурная и национальная идентичность

Важным вопросом, изучаемым в РСИ-ESS, является соотношение разных видов социальной идентичности в сознании людей. Фиксируются разные виды социальной идентичности – этническая, гражданская, религиозная. Специальное внимание уделяется соотношению национальной («страновой») идентичности и новой общеевропейской идентичности. Включены вопросы о религиозности и вероисповедании, родном языке, стране происхождения, гражданстве, стране происхождения отца и матери, этнической идентификации. Начиная с волны 8, в исследовании также измеряются показатели эмоциональной привязанности к стране проживания и к Европе в целом.

Социальная структура и человеческий капитал

Одним из важнейших социальных показателей в опросе является образование. Измеряется достигнутый уровень общего и профессионального образования и количество лет, затраченных на получение образования.

 

В опрос включены вопросы о положении работника в системе трудовых отношений, профессии, размере и типе организации, отрасли, степени автономности человека в работе и наличии у него управленческих функций. Профессия респондента кодируется по Международному классификатору социально-профессионального статуса ISCO-08, который позволяет создать переменную социального класса и профессионального престижа и отнести респондентов к той или иной категории классовой схемы Эриксона-Голдторпа [Tillmann, 2020].

 

Для учета характеристик семьи респондента и домохозяйства, в котором он проживает, в исследование включена информация о социально-структурной позиции и самого респондента, и его (ее) супруга/ партнера, а также информация о структуре семьи (социально-демографические характеристики всех членов домохозяйства). Вопросы о социальном происхождении респондента – профессии и образовании родителей, данные о трудовых отношениях и управленческих функциях родителей в период социализации респондента позволяют оценить источники человеческого капитала, жизненные шансы людей с различным социальным происхождением и межпоколенную мобильность.

 

Вопросы о семейном положении, официальном браке и незарегистрированных официально отношениях, результате прошлых отношений (развод, разошлись, вдовство) позволяет оценить изменения в структуре брачных отношений, времени образования и распада семьи, социальных характеристик пары.

К базовой части анкеты относятся вопросы о межличностном доверии и частоте социальных контактов.

Политические установки и поведение

Среди показателей, характеризующих взаимоотношения граждан и власти, в исследование включены вопросы об интересе к политике, оценке собственной политической компетентности и эффективности, приверженности политической идеологии (шкала левые-правые), партийные предпочтения и партийные связи. Поведенческий аспект оценивается измерением участия граждан в разных формах политической активности – как электоральной, так и не-электоральной. Оценка работы системы управления проводится через оценку состояния экономики, работы системы здравоохранения, деятельности руководства страны и функционирования демократии в целом. Отдельно измеряется доверие политическим, государственным, гражданским и международным институтам.

Социальные установки

В базовый модуль исследования включены социальные установки в отношении отдельных социальных групп – гомосексуалистов, мигрантов и миграции, отношение к политике сокращения экономического неравенства. Начиная с волны 8, в базовый модуль включены вопросы об отношении к изменению климата. В качестве интегральных показателей социального самочувствия включены вопросы об удовлетворенности жизнью в целом и уровне счастья.

Социальная уязвимость

В опросе фиксируется социальная уязвимость в нескольких сферах жизни: в сфере трудовых отношений (опыт безработицы, тип трудового контракта), материальной обеспеченности, здоровья, социальных связей и физической безопасности.

Источники информации

Опрос позволяет анализировать влияние средств массовой информации на формировании взглядов и ценностей населения, политической и социальной идентификации. В анкету включены вопросы об обращении респондента как к традиционным (телевидению, радио, газетам), так и новым (Интернет) средствам массовой информации.

ротационные модули

Цель ротационных модулей - расширенное изучение наиболее актуальных социальных явлений и процессов, важных с точки зрения академических задач и социальной политики.

Волна 1 (2002) - без участия России

Проблемы иммиграции (раздел D)

Гражданство, включенность и демократия (раздел E)

Волна 2 (2004) - без участия России

Здоровье и помощь нетрудоспособным (Health and Care Seeking): раздел D

Экономическая мораль (Economic Morality): раздел E

Семья, работа и благополучие (Family, Work and Well-Being): раздел G

Волна 3 (2006)

Личное и социальное благополучие (Personal and Social Well-being): раздел E

Календарь жизни, субъективное восприятие жизненного цикла (Timing of Life): раздел D

Волна 4 (2008)

Возрастная дискриминация, эйджизм (Ageism): раздел Е

Установки по отношению к социальному государству (Welfare Attitudes): раздел D

Волна 5 (2010)

Доверие правоохранительной системе (Trust in Police and Criminal Courts): раздел D

Семья, работа и благополучие (Work, Family and Well-being): повтор модуля волны 2, раздел G

Волна 6 (2012)

Личное и социальное благополучие (Personal and Social Well-being): повтор модуля волны 3

Понимание демократии и оценка ее функционирования (Understandings and Evaluations of Democracy)

Волна 7 (2014)

Установки по отношению к иммиграции (Immigration): повтор модуля Волны 1

Социальное неравенство в отношении здоровья (Social Inequalities in Health)

Волна 8 (2016)

Отношение к изменению климата и энергобезопасности (Attitudes to Climate Change and Energy)

Установки по отношению к социальному государству (Welfare Attitudes)

Волна 9 (2018)

Восприятие справедливости (Justice and Fairness)

Календарь жизни, субъективное восприятие жизненного цикла (Timing of Life): повтор модуля Волны 3

Волна 10 (2021)

Цифровые социальные контакты на работе и дома (Digital Social Contacts in Work and Family Life): раздел E

Понимание демократии и оценка ее функционирования (Understandings and Evaluations of Democracy): повтор модуля Волны 6

Волна 11 (2023)

Гендер в современной Европе: переосмысливая равенство и барьеры (Gender in Contemporary Europe: Rethinking Equality and the Backlash)

Социальное неравенство в отношении здоровья (Social Inequalities in Health): повтор модуля волны 7

Методические эксперименты по оценке надежности социальных показателей

Анкета включает вопросы методических экспериментов по оценке надежности и стабильности социальных показателей, используемых в базовой части анкеты и ротационных модуля. Для оценки используется метод множественных показателей и множественных методов (the Multi-Trait Multi-Method - MTMM). Вопросы из первой части анкеты повторяются в другой форме. Для увеличения эффективности выборка разбивается на несколько случайных групп, которым задают вопросы в разных вариантах.

 

В РСИ методические вопросы включались в Волны 3-8, но не включались в волны 9 и 10 (из-за длительности интервью).

 

Результаты методических экспериментов публикуются отдельно от Основного массива данных.

Страновые внутрироссийские модули

Групповая идентичность, национальность, социальный класс

 

Здоровье

 

Экономическое положение, собственность, техническая оснащенность

 

Отношение к рождению и смерти, абортам, эвтаназии

 

Восприятие социальной справедливости, социальной поддержки

 

Патриотизм, национализм

 

Методические эксперименты

Контекстуальные данные

Дополнительно к опросу собираются контекстуальные данные – государственной статистики и событийные, которые позволяют проводить более глубокий анализ страновых и сравнительных данных во времени.

 

Контекстуальные данные по странам Европы размещены на сайте ___ в разделе ___. Данные по России – в _______.

 

Событийные данные собирались в ESS разными способами. Первый способ применялся в Волнах 1-5. Однако понимание «события», их количества, принципов отбора требовало более детального осмысления. В волнах 6-8 использовался другой, более систематический и формализованный подход к сбору событийных данных – через подготовки базы данных медиа сообщений. В Волне 9 и 10 событийные данные не собирались.

Здесь вы можете посмотреть анкеты РСИ на русском и английском языках для волн 3 по 10.